Pavel Vaskan (newsmart) wrote,
Pavel Vaskan
newsmart

Categories:

Рундальский дворец зимой

Оригинал взят у jozhik в Рундальский дворец зимой
С историческими подробностями.

Оригинал взят у olgina67 в Слово и дело
Восемнадцатое столетие вообще херувимов не порождало!Меня устраивает оценка Бирона, которую дал ему великий русский поэт Александр Пушкин: «Он имел несчастие быть немцем; на него свалили весь ужас царствования Анны, которое было в духе его времени...» <.......>

Последним пунктом программы длинным-длинным зимним днем в зарождающемся январе был конечно же Растрелли. Маршрут в этом направлении у моих друзей накатан и восторженные отзывы приезжающих можно прочитать и тут, и здесь. A уж сколько информации о дворце и окрестностях у самой Ренаты renatar - и не счесть: ну вот и раз, и два ... и в форуме ее замкового саита информации много.

Вообще о Рундале пишет каждый, туда попaдающий. Что, в общем - немудрено и оченъ ожидаемо.В какой еще провинции встретишь дворец работы самого Растрелли? Тем более, что длительная рставрация принесла свои плоды, замок расцвел. И даже зимой (а может быть - как раз таки снежной зимой, когда покрываются инеем окна и вид из окна делается слегка искаженным и искрится в последних лучах заходящего солнца) красив и загадочен.

Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом. Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Руентальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны.

Итак, мы в Курляндии. Курляндия и Семигалия (нем. Herzogtum Kurland und Semgallen) — герцогство, существовавшее в западной части современной Латвии, на территории исторических областей Курземе (Курляндия), Земгале (Семигалия) и Селия (Селония), с 1561 по 1795 годы.

С началом Великой Северной войны Курляндия снова стала театром военных действий, переходя из рук шведов в руки русских. Окончательно шведы оставили Курляндию после Полтавского сражения; её занял Б. П. Шереметев. В 1710 году Фридрих Вильгельм Кеттлер вернулся в Курляндию и женился на племяннице Петра Великого, Анне Иоанновне. На пути из Санкт-Петербурга в Курляндию герцог заболел и умер в январе 1711.


В 1758 году с разрешения России Курляндия уступлена Карлу Саксонскому, сыну Августа III. Он правил ею с 1758 по 1763 год больше на словах, чем на деле, ибо значительная часть дворянства сохраняла верность присяге, данной Бирону. В 1761 году тот вернулся из ссылки. Екатерина II, недовольная тем, что герцог Карл не разрешил русским войскам, участвовавшим в Семилетней войне, возвращаться в Россию через Курляндию, настояла на его смещении, и герцогом вторично признан был Бирон, управлявший до 1769 года. Он обязывался пропускать через Курляндию русские войска, не вступать ни в какие сношения с врагами России, оказывать веротерпимость православным и разрешить постройку православного храма в Митаве. С третьим разделом Польши ленная зависимость Курляндии от Польши прекратилась, и на ландтаге в Митаве, в том же 1795 году, Курляндия была присоединена к России. Была образована Курляндская губерния Российской империи.

-Пречистая Венус спешит к востоку, ваше сиятельство. И тайные эфемериды опять складываются удачно для коновалов. Я вижу колесницу без Пегаса, а в ней корону Кетлеров, герцогов Курляндских... Еще пива, и тайное сейчас свершится!
  - Ты пьян совсем, - не поверил ему Бирен.
  - Я себя не помнил, когда предсказал герцогине Анне Иоанновне корону дома Романовых, а теперь я, чуточку похмеленный, предсказываю вам корону герцогов Кетлеров...
  - Прости, - сказал Бирен. - Твои пророчества, и правда, всегда исполняются. Но.., неужели? <Валентин Пикуль Слово и дело>

Мы незаметно подошли к главному герою нашей сегодняшней по-прежнему совершенно русской истории, чья монограмма украшает до сих пор герцогскую загородную резиденцию.

Эрнст Иога́нн Биро́н (нем. Ernst Johann von Biron; 23 ноября 1690 — 28 декабря 1772) — фаворит русской императрицы Анны Иоанновны, регент Российской империи в октябре-ноябре 1740 года, граф Священной Римской империи (с 1730), герцог Курляндии и Семигалии с 1737. В 1740-61 гг. в ссылке.

Бироны (собственно Бюрены) — дворянский род , происходящий из Вестфалии.

- Вот, - сказала Анна Иоанновна, - теперь, мой друг, ты понял, ради кого я вела эту войну?
- Выгоды имела Вена, Дрезден и... Остерман.
- Ништо! Будто сам не догадаешься, ради кого я десять тыщ христианских душенек под Гданском угробила?.. Все для тебя! Отныне, когда Август Третий мне престолом польским обязан, он поручился престол Курляндии в наши руки передать... Митава отныне вассалом Речи Посполитой не станет!
  - Но я, - ответил Бирен, глядя тускло, - тоже не дурак, как Остерман обо мне думает. Я ведь знаю, что в Гданске еще проживает герцог Курляндский Фердинанд, родной дядя вашего покойного супруга... Вот ему все сливки и достанутся.
  - Но Фердинанд-то.., помрет, - вразумила его Анна.
  - Боюсь, - вздохнул Бирен, - что я помру раньше его, и корона Кетлеров, когда-то могучих, лишь коснется моего виска.
  - Терпи! - отвечала Анна. - Я-то своей дождалась... <Валентин Пикуль Слово и дело>


С 1718 служил при дворе герцогини Анны в Курляндии, в 1730 в качестве обер-камергера её двора приехал в Россию. Имел огромное влияние на императрицу. В 1737 при содействии Анны Иоанновны был избран герцогом Курляндии, которой управлял из Петербурга.
Курляндский кризис(Авантюра графа Морица) негативно сказался на положении герцогини Анны. Разозленное курляндское дворянство постановило урезать и без того скудное финансирование двора герцогини. В 1727 году Анна получила ещё один удар. Меншиков, раздосадованный тем, что не смог получить герцогство, возложил всю вину на Петра Бестужева, который, по его мнению, сильно постарел и изнежился под боком у герцогини. В июне 1727 года Бестужева решили отозвать из Митавы.

Анна убивалась до осени, но к октябрю её сердце занял новый возлюбленный, как оказалось уже на всю жизнь. Это был Эрнст Иоганн Бирон. 28-летний курляндский дворянин Эрнст Бирон поступил на службу в канцелярию вдовствующей герцогини в 1718 году. Он никогда не был конюхом Анны, как иногда утверждали патриотически настроенные литераторы, скоро стал управляющим одного из имений, а в 1727 году полностью заменил Бестужева.
 
Ходили слухи, что младший сын Бирона Карл Эрнст (родился 11 октября 1728 года) являлся на самом деле его сыном от Анны. Никаких прямых доказательств этому нет. Существуют только косвенные свидетельства, говорящие о большой привязанности Анны к этому ребёнку. Когда Анна Иоанновна отправилась в январе 1730 года из Митавы в Москву на царство, она взяла Карла Эрнста с собой, хотя сам Бирон с семейством остался в Курляндии. Анна была настолько привязана к ребёнку, что он до возраста десяти лет постоянно спал в кроватке, которую ставили ему в опочивальне императрицы.

Все злоупотребления власти при Анне Иоанновне патриотические представители российского общества XIX века стали связывать с так называемым засильем немцев при русском дворе, назвав бироновщиной. Архивные материалы и исследования историков не подтверждают той роли Бирона в расхищениях казны, казнях и репрессиях, какую ему приписали позднее литераторы в XIX веке.

Бирон явился в Россию робким и тихим малым, рассчитывая поскорее урвать свою долю от положения любовника богатой дамы и тут же смыться. Тогда он на каждый поклон отвечал двумя, а первые взятки брал с опаскою. Это не был еще тот Бирон, который чумою вошел в нашу историю. Но его подхватили и понесли вперед русские вельможи. Двор царицы развратил его, и Бирон вдруг с удивлением обнаружил, что бежать из России никуда не надо, а лучшей страны для грабежа и не найти.

По завещанию Анны Иоанновны Бирон после её смерти (17 октября 1740) стал регентом при несовершеннолетнем императоре Иване VI Антоновиче, что вызвало недовольство русского дворянства. В результате борьбы за власть, вылившейся в дворцовый переворот, 9 ноября 1740 Бирон был арестован.

Правительницей стала мать Ивана VI — Анна Леопольдовна. Бирон по обвинению в «захвате регентства» и стремлении завладеть престолом был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Пелым, с 1742 — в Ярославль. Пётр III вернул Бирона в Петербург; Екатериной II он был восстановлен на курляндском герцогском престоле.

Как герцог Курляндский, он был всегда верен интересам России и не позволял себя увлечь подарками ни прусскому королю, ни императору Священной Римской империи. Бирон умер, 82 лет от роду, в Митаве, где и был погребён в герцогском склепе. Гроб его впоследствии был открыт, и тело оказалось удивительно сохранившимся. Вполне сохранилась даже андреевская мантия, в которой он завещал себя похоронить.

Пётр Бирон (нем. Peter von Biron, 15 февраля 1724 — 13 января 1800) — сын и преемник Эрнста Иоганна Бирона, последний герцог Курляндии с 1769 по 1795 годы. Известен своим увлечением искусством, открыл в Митаве т. н. академию Петра. В качестве герцога Курляндии вёл нестабильную и неуспешную политику. Герцог был призван в Петербург и здесь 28 марта 1795 года подписал отречение от герцогства, за что ему назначена была ежегодная пенсия в 100 тысяч талеров (50 тысяч червонцев); кроме того, за поместья его в Курляндии императрица заплатила 500 000 червонцев
Потомки рода Бирона существуют и поныне. Так, в 1990 году в Рундальском дворце на торжества по поводу 300-летия Бирона собралось 12 его потомков из разных стран мира.
   
В связи с последним герцогом нельзя не упмянуть его супругу Доротею. Дороте́я Курля́ндская, Анна Шарлотта Доротея фон Медем, Доротея фон Бирон, редко Анна Курляндская (нем. Anna Charlotte Dorothea von Medem; 3 февраля 1761, Мезоттен, Курляндия и Семигалия — 20 августа 1821, Лёбихау, Германский союз) — урождённая графиня фон Медем, в браке герцогиня Курляндская. Держала аристократический салон в Берлине и выполняла различные дипломатические поручения в помощь своему мужу Петру Бирону, сыну знаменитого Бирона. Дочь представителей старого курляндского дворянства — Фридриха фон Медема и его второй жены Луизы Шарлотты фон Мантойфель.

Её предок — Конрад фон Мандерн (фон Медем), был гроссмейстером Ливонского Ордена (1263—1266) и вероятно основателем замка Митау (1265 г.) Сестра Доротеи Элиза в будущем будет известна как поэтесса. О прекрасных сестрах фон Медем говорили во всей Курляндии, называя их не иначе как «прекрасная Доротея и умная Элиза». «Герцог Петр Бирон даровал Медемам графский титул. О семействе Медемов я писала буквально накануне, когда рассказывала об имении Межотне, где сиятельная герцогиня и родилась.

Но пора уже осмотреться и в самом дворце. Я здесъ в третий раз. И помню дворец (сквозь туман и фрагментарно, но помню) с начала 80-х, когда наш школьный класс привезли сюда на экскурсию. фетровые огромные тапки на резиночке дабы не истоптать паркет вызвали всеобщее веселъе. Между тем помещение гардероба, как я понимаю, и не изменилось. Вот только тапочки выдавать перестали. Пластиковые бахилы выгоднее. Но я догадываюсъ, что для паркеты полезнее фетровые тапки. В начале 80-х здесь еще царила разруха. И рассказы экскурсоводов в основном звучали оченъ теоретически в прошедшем или будущем времени - "парк был разбит..." и "парк будет восстановлен..."

Второй приезд пришелся на лето 2006. Не запомнилосъ практически ничего кроме того, что автостоянка уже тогда была далеко от входа. Фотографий ни от первого, ни от второго посещения естественно никаких нет. Но одно я могу сказатъ определенно - герцогская библиотечная комната к тому моменту отреставрирована не была и я получила огромное удовольствие.

Возле книг можно было зависнуть надолго. Но времени на плановый осмотр было маловато - время шло к закрытию музея, мы и так выходили из него последними.

Судя по всему именно это издание ливонских хроник было куплено в свое время императорским двором у придворного книготорговца Н.Киммеля (сохраниласъ его описъ-каталог). Он старателъно скупал и предлагал на продажу отделъные книги, календари, дворянские грамоты и прочая, но и целые библиотеки. В оцифрованом виде книгу можно почитать вот тут. Правда оцифрована она с оригинала , хранящегося в Венской императорской библиотеке. Попытка в свое время статуировать принадлежностъ земелъ в свое время? Иначе я эту раздачу книг императорским дворам обьяснитъ не могу.

Библиотека - угловое помещение, просторное и очень воздушное и светлое, что для библиотеки достаточно удивителъно.

Роспись по потолку - как сага. И если бы не начала болетъ шея от задирания головы, смотрела бы и смотрела на совершенное в своем роде произведение искусства.
 
Строительство дворца (Руэнталь, нем. Schloss Ruhenthal, буквально — «Долина спокойствия», латыш. Rundāles pils) началось в 1736ом году по заказу герцога курляндского Эрнеста Иоганна Бирона, который хотел выстроить летнюю резиденцию. Прокет был разработан и осуществлен знаменитым архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Планы Растреллевских дворцов можно посмотреть вот тут. Впервые он был упомянут в документах в 1505 году, когда имение, расположенное здесь, перешло во владения рода фон Гротхусов. Гротхусы построили на берегу реки скромный замок. В конце 17 века имение было продано за долги и 26 июня 1735 года куплено Бироном. Через год началась постройка дворца и еще через год само здание было уже почти готово, но началось строительство дворца еще и в Елгаве неподалеку, из-за чего работы в Рундале замедлились.

Первый камень заложен 24 мая 1736 года. В 1740 году после государственного переворота Бирон был арестован и сослан, в Курляндию он вернулся только в 1763 году. Тогда же к 1768 году Растрелли завершил внутреннюю отделку помещений.
 
Внутренняя отделка помещений была завершена только в шестидесятых годах восемнадцатого века. Росписи на потолке и стенах принадлежат итальянским мастерам Франческо Мартини и Карло Зуччи, а лепка на искусственном мраморе создана скульптором Иоганом Михаелем Граффом. Плафоны расписывал Бартоломео Торсиа, декор стен и потолков - русские мастера Петра Ефремова. В создании многочисленных элементов принимали участие и другие мастера, а всего строили дворец около полутора тысяч работников.

Кристофор Вейланд делал парк, высадив в окрестностях дворца более 2000 дубов, порядка 40 000 каштанов и более 300 000 молодых лип. Эту огромную работу произвели местные крестьяне, обученные искусству пересадки деревьев. В ансамбль Рундальского дворца, кроме главного здания, входят также хозяйственные пристройки, конюшни, регулярный французский сад, аллеи которого плавно переходят в лесной парк, а также обширные охотничьи угодья. Аллеи были спроектированы таким образом, что возникало впечатление их бесконечности. Общая площадь ансамбля составляет 72 га. <.......>

Сад, конечно, заснежен и заморожен, но и так - вполне импознтен.

Главное здание состоит из трех корпусов, в замкнутый внутренний двор ведут Львиные ворота. Между дворцом и полукруглым корпусом конюшен располагается конюшенный двор. В главном здании кроме Золотого тронного зала, Белого танцевального и Большой галереи еще 138 больших и маленьких помещений. Стилистически дворец является прекрасным примером архитектуры барокко и рококо. Особая ценность этого дворца в том, что, в отличие от других дворцов Растрелли, он не был разрушен во время войн и в нем сохранились оригинальная художественная отделка помещений, лепнина и живописные плафоны, которые требовали реставрации, но не полного восстановления.

Позже дворец переходит к другому фавориту – графу Зубову,а затем становится владением графа Шувалова, которому принадлежит до 1920 года, когда переходит в собственность Латвийской Республики. Дворцу повезло, тут не устроили складов, домов культуры или еще чего-то в этом духе, а довольно быстро (в 1933 году) передали Государственному Музею Истории. Во время войны в нескольких залах оборудовали зернохранилище, но, в целом, имение особенно не пострадало.

Южную сторону центрального корпуса занимают парадные апартаменты герцога, на северной стороне находятся его личные жилые комнаты. В восточном корпусе расположены парадные залы — Золотой, бывший Тронный зал и Белый зал, когда-то Танцевальный, соединённые Большой галереей.

Невозможно не обратить внимания на изящество паркета. О нем я упомянула первым дело, это из-за него раздают посетителям отвратительно-синие бахилы. Да Бог с ними, с бахилами, зато красивейший паркет не прячут под коврами, как это в основном делается в европе.

История паркета очень длинная. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Древесина легко поддавалась обработке. Конечно, среди пород древесины были редкие по своим качествам, следовательно, дорогостоящие и элитарные сорта. Если сосна или дуб годились для простого настила из бревен или "кирпичей", то породы типа клена, ясеня, яблони, ольхи (не говоря уже о ценных сортах красного, черного дерева) требовали более изысканной обработки. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки. Само слово "паркет" имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя - предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный".

В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол. Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе паркетных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля. В 1711 г. Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века. <.......>

В начале XVIII века в России доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета - кубы, ромбы, квадраты, кресты, многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления - требовались только прямые резы планок. Бордюры, розетки, плафоны в паркете того времени практически не встречались. Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины - дуб, ясень, бук, грушу, березу, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился. Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. <.....>

Во дворцах и королевских резиденциях паркет всегда считался полноправной составляющей интерьера. По значимости и художественной ценности он не уступал росписям стен и потолков, сделанных великими художниками. После Растрелли мастера уходят от простоты и геометричности, увлекшись разнообразием узоров, переплетений и орнаментов художественного паркета в интерьере. Они выкладывают дворцовый паркет как ковры из дерева, по композиции часто перекликающиеся с росписью потолков. Бывало даже, что сюжет рисунка на полу повторялся в инкрустации мебели, отделке стен и резьбе на дверях. Стоит отметить, что российские мастера, занимающиеся изготовлением паркета, в те времена считались лучшими в мире. Европейцы отмечали, что больше нигде нет такого разнообразия узоров и таких мастерски выполненных паркетных полов. <.......>
 
В старые времена светильники создавали или подбирали, согласуя с остальным убранством интерьера. В VIII-ХIХ столетиях, при оформлении дворцовых залов или жилых покоев аристократии эскиз необходимой люстры, бра или торшера мог быть заказан архитектору. Декоративное оформление любого парадного зала, несомненно, выигрывало, благодаря умело подобранным светильникам. Бра могли «расти» из лепнины стен или дверных порталов, а декоративные элементы люстры повторяться в архитектурных деталях помещения. Но часто предметы осветительной арматуры, так же как мебель или драпировки, подбирали из уже имевшегося ассортимента торговцев или мастеров. Архитектору в большинстве случаев не приходилось изобретать нечто принципиально новое. достаточно было знания правил, общепринятых норм размещения и оформления светильников; некоторые из них устанавливались раз и навсегда, другие изменялись в зависимости от моды, но были на определенный период обязателъны. <.......>

Происходящие из парадных залов дворцов XVIII-XIX веков более дорогие светильники сохранились иногда не только благодаря своей красоте, но и чрезвычайной редкости; как, например, хрустальные люстры с музыкальными механизмами, принадлежавшие в свое время князю Потемкину (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа). А вот люстры из серебра, известные в большом количестве по описям и литературе XVII-XVIII веков, как правило, не существовали дольше жизни одного поколения. Новый владелец часто видел в них лишь большой вес драгоценного металла, стараясь быстрее использовать в работу на изделия «нового вкуса». Не повезло и старым хрустальным люстрам, особенно бытовавшим в середине — конце XVIII столетия. Их убор в виде небольших хрустальных элементов — подвесок, гирлянд, флаконов, вазочек — легко было снять, переставить, заменить новыми. Фактически при каждой последующей реставрации облик таких люстр изменялся. Причинами этого являлись не только недостаточно профессиональная работа мастера-реставратора, но и требования заказчика, желавшего иметь люстру, соответствовавшую современному вкусу. Непоправимый урон нанесли предметам этого вида искусства происходившие на территории России войны, революции, общественные катаклизмы. Много художественных памятников попало из Советской России в зарубежные музеи и частные коллекции в результате известных продаж 1920-1930-х годов. <......

О люстрах задумалась неспроста. Во многих европейских дворцах экскурсоводы непременно уточняют, откуда привозился хрусталь (как правило это были собственные заводы в богемии либо венецианское стекло). Здесь информации по этому поводу не нашлось, но люстры великолепно вписываются в интерьеры.


Дворец пострадал во время войны России с Наполеоном в 1812 году, но в особенно бедственном состоянии он оказался в 1919 году, когда его разгромили солдаты авантюриста Бермонта-Авалова. В 1933 году дворец передан Государственному историческому музею, который приступил к реставрации дворцового комплекса. Реставрационные работы в подобных местах не завершаются никогда. Тем более - при таком количестве деревянных элементов.

Дворц великолепен. Великолепен во всем. Поезжайте, не пожалеете.
Subscribe
promo newsmart june 28, 2009 21:16 Leave a comment
Buy for 20 tokens
ПАВЕЛ ВАСКАН Поцелуй Турайды Это случилось однажды после полубессонной ночи. У меня давно была запланирована прогулочная поездка в Турайду, и с утра, благо была суббота, я решился, будто бы повинуясь некоему тонкому зову. Был конец мая, и легко одевшись и прихватив книгу в дорогу, я поспешил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments