?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у lareina в История корабля, который так и не вышел в море
Трагедия по масштабам не меньше, чем гибель Титаника - тем более, что разыгралась на глазах у зрителей, но была забыта под слоем веков. Удивительно, что даже те, кто приходят полюбоваться на единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века, не знают о драме корабля, проплывшего за всю свою короткую жизнь всего несколько тысяч метров.



Мне кажется, что людей влечет сюда другое - возможность увидеть во всей красе на расстоянии вытянутой руки настоящий боевой парусник XVII века. Когда входишь в основной зал музея, он вырастает вдруг и нависает над тобой всей своей мощью, устремленной вдаль.


Именно трагедия, случившая с Vasa — назван в честь царствовавшей династии шведских королей - позволила ему сохраниться таким, каким он был в день спуска на воду, летом 1628 года. Это был поистине королевский корабль - самый большой и дорогостоящий по тем временам, будущий флагман флота, построенный под надзором самого короля Густава II Адольфа из более чем тысячи самых крепких дубов одним из лучших кораблестроителей Голландии.


Говорят, что жители Стокгольма гордились этим красавцем: лучшие работники трудились над украшением корабля - позолоченные резные скульптуры, тончайшая работа мастеров и сейчас вызывают восхищение.


Мне кажется, ценность и уникальность музея Vasa именно в этом - в возможности рассмотреть все детали, увидеть, как оно было на самом деле много веков назад.


Кстати, огромные королевские львы тоже не случайно украшают боевой парусник.


А вот эти детали важны и интересны только тем, кто действительно разбирается в истории морского флота и строении парусников.


Увы, судьба корабля оказалась печальнее, чем у Титаника: отплыв от королевского дворца, он сумел выйти из гавани и проплыть по открытому пространству чуть более тысячи метров - после этого под порывом ветра лег на борт и начал тонуть. На борту был не только экипаж, но и семьи моряков, потому что планировалось пышное торжество в честь первого рейса Vasa, поэтому, хотя на помощь пришли сразу же, жертв было много.


Достать со дна моря в XVII веке смогли только 54 дорогие бронзовые пушки, затонувшие вместе с кораблем. Поднять в то время сам корабль не представлялось возможным.


Да, простят меня шведы, но все-таки я шла сюда не за историей корабля (какой бы одновременно величественной и печальной она ни была), а за мечтами своего детства, когда грезила о морских приключениях, зачитывалась романами о воинственных корсарах и бесстрашных путешественниках, бороздивших моря.


Этот музей дал мне возможность снова окунуться в те далекие воспоминания: вот каюта капитана, кто знает - может именно такой она и была, когда пятнадцатилетний матрос Дик Сэнд встал за штурвал шхуны «Пилигрим»?


А внутренняя жизнь фрегата «Арабелла» (название которой совершенно точно связано с Арабеллой Бишоп) - самого известного парусника Карибского моря, которым командовал сам капитан Питер Блад, была примерно такой?


Свистать всех наверх! - впервые слышит юный Джим на борту «Испаньолы», которая отправилась на поиски Острова сокровищ. Если бы он знал - какие суровые испытания ждут его на пути к цели, я уверена, все равно бы рискнул проделать этот путь. Старому Морскому волку нет забот до гальюнных прихвостней! (с)


Курс ост-зюйд-ост, сэр! (с) Где это? Откуда в памяти всплывает картинка? Может быть, Дети капитана Гранта или все еще приключения капитана Блада?


Боевой корабль, который никогда не участвовал ни в одном сражении, корабль, не бороздивший моря и океаны - стал образом всех морских приключений, которыми богата литература. Пустить сухопутных крыс по рее! - мог бы кричать бесстрашный пират, поднявший Весёлого Роджера на этом паруснике.


Но кто знает, какие великие подвиги мог бы совершить Vasa?! Может быть, он бы вошел в историю, как некогда флагман Великой Армады или был бы овеян славой, как китобойное судно «Пекод»? А может быть, он бы бесславно затонул в одном из боев и был забыт под слоем морского ила?


Но судьба подарила ему совсем другую жизнь, неожиданную для флагмана - стать наглядным пособием для историков морского флота и символом мечты всех 15-летних капитанов из будущего.


Только благодаря упорству инженера Андерса Франсена - специалиста по военно-морской истории XVII—XVIII веков - который в течение 5 лет занимался поисками корабля с помощью лодки, якоря-кошки и лота, корабль подняли со дня моря 24 апреля 1961 года.


В 1990 году вокруг корабля построили музей, сконструированный так, чтобы можно было посмотреть все уровни парусника.


И сейчас уже совершенно неважно, кто же допустил роковую ошибку в проектировании корабля - ведь именно благодаря этой случайности миллионы человек могут вживую увидеть чудо конструкторской мысли из прошлого.


Помню, как в детстве учила совершенно незнакомые слова - и родители неодобрительно качали головой, не понимая мою тарабарщину: грот, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. А ночами с фонариком под одеялом училась находить на картинках - бизань, крюйс-марсель, крюйс-брамсель, крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.


Море зовет, друзья! Семь футов вам под килем!


А давайте вспомним наши любимые романы про морские приключения?! Я все свои уже перечислила в тексте.

Для тех, кто хочет посетить музей. Время работы музея:
2 января - 31 мая и 1 сентября - 30 декабря 10:00 – 17:00, по средам 10:00 – 20:00 (Ресторан Vasa 10:00 – 16:00)
1 Июня- 31 августа 8:30 – 18:00 (Ресторан Vasa 9:30-17:30)
31 декабря 10:00 – 15:00 (Ресторан Vasa 11:30-14:00)
Закрыт 1 января, с 23 по 25 декабря

Вход: взрослые 130 шв. крон, дети (0-18 лет) 0 шв. крон.

Оставайтесь на связи



Profile

Павел Васкан (на фоне зелени)
newsmart
Pavel Vaskan

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com