?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у philologist в Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и др.
С 8 декабря 2016 по 12 марта 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина действует выставка "Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники. Из музеев и частных собраний". Билеты на выставку не продаются отдельно. Для посещения выставки необходимо приобрести входной билет в Отдел личных коллекций.


Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Девочка и гусыня с гусятами. 1917. Картон, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина впервые в России представляет столь масштабную выставку работ грузинских художников первой трети ХХ века. Зрители увидят произведения Нико Пиросманашвили (Пиросмани) (1863–1918), Владимира (Ладо) Гудиашвили (1896–1980), Давида Какабадзе (1889–1952), Кирилла Зданевича (1892–1969), Александра Бажбеук-Меликова (Меликяна) (1891–1966), Елены Ахвледиани (1901–1975), Ираклия Гамрекели (1894–1943), Петрэ Оцхели (1907–1937) и Зиги (Сигизмунда) Валишевского (1897–1936). Всего собрано более 200 произведений живописи, станковой и театральной-декорационной графики из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.

Данный проект призван подчеркнуть важность диалога между двумя странами, чьи история и культура неразрывно связаны на протяжении столетий надежными узами. Грузия, и Тифлис в частности, были местом встречи разных цивилизаций, языков и традиций.

Главная идея выставки – показать богатейшее художественное наследие грузинского искусства эпохи авангарда.

В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее воздействие на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. Тифлис стал центром творческого эксперимента, «маленьким Парижем». Культурная жизнь города была насыщена событиями: артистические кафе наперебой устраивали поэтические турниры, режиссер МХТ и создатель Свободного театра в Москве К. Марджанишвили в Грузии успешно сотрудничал с молодыми художниками – П. Оцхели и И. Гамрекели. Здесь выступали В. Маяковский и О. Мандельштам, в Тифлис переехали поэты В. Каменский и А. Кручёных, в консерватории преподавал Г. Нейгауз. Философ Г. Гурджиев открыл здесь первый «Институт гармонического развития человека» и «Школу коллективной гимнастики», где все желающие могли поступить в классы и изучать «сакральные танцы» и «сакральную гимнастику».


Ладо Гудиашвили. Весна (Зеленая женщина). 1920. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва

В 1910-е годы Д. Какабадзе, братья Зданевич, А. Бажбеук-Меликян и др. отправились из Грузии на учебу в Санкт-Петербург и Москву. Они активно включились в столичную художественную жизнь, сблизились с представителями русского авангарда, участвовали в выставках и диспутах, выступали с художественными манифестами. В 1912 году петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец, поэт-футурист Илья Зданевич «открыли» творчество Пиросмани сначала русской, а затем и европейской публике. Они были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с произведениями А. Руссо, вокруг которого в начале 1900‑х объединились П. Пикассо, А. Матисс, А. Дерен и многие другие. Для грузинских художников «нового» поколения картины Пиросмани стали если не источником вдохновения, то примером свободного от «академической косности» чистого искусства.

В начале 1920-х многие грузинские художники отправились в Париж, где познакомились с А. Дереном, А. Модильяни, А. Марке, Ф. Леже, Л. Фужитой, а также с русскими авангардистами М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Л. Гудиашвили учился в Академии Рансона; К. Зданевич – в Академии Гранд Шомьер. В Париже прошел ряд выставок с участием грузинских художников.

Интеллектуальная жизнь процветала в Тифлисе и после советизации Грузии в 1921 году. Авангардный эксперимент продолжался на протяжении 1920-х годов. В марте 1924 года была создана группа «H2SO4», члены которой издавали журнал под тем же названием; в 1926 году вернулся из Парижа Гудиашвили, в следующем году – Какабадзе, а поэты Симон Чиковани, Тициан Табидзе и Паоло Яшвили продолжали писать и публиковать свои стихи вплоть до конца 1930-х годов. Затем, в обстановке жестких политических репрессий откровенные художественные эксперименты прекратились; в личной и творческой судьбе многих героев грузинского авангарда начала XX века в полной мере отозвались драматизм истории страны.


Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Пастух в бурке (на красном фоне). Клеенка на холсте, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва

Экспозиция выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина займет три этажа здания Отдела личных коллекций. На первом будут размещены работы Д. Какабадзе, а также будут демонстрироваться фрагменты из фильмов, в создании которых принимали участие герои выставки («Моя бабушка» – художник-постановщик И. Гамрекели, «Соль Сванетии» – художник-постановщик Д. Какабадзе, «Саба» – художники-постановщики Л. Гудиашвили и Д. Какабадзе, «Хабарда» – художник–постановщик Л. Гудиашвили и другие). На втором этаже будет представлено творчество Л. Гудиашвили («Юноша с ланью» и «Весна (Зеленая женщина)», «Поэт Галактион Табидзе и “Синие кони”» (1919), «В волнах Цхенис-Цкали» (1925)), А. Бажбеук-Меликова («В парке» и «Тир» (1919)), Е. Ахвледиани («Аджарец» (1927)) и К. Зданевича («Оркестровый автопортрет» (1918)). Большой раздел выставки посвящен театру: зрители увидят театральные костюмы, эскизы декораций и костюмов работы И. Гамрекели, П. Оцхели, К. Зданевича к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели.

Третий этаж посвящен творчеству Н. Пиросмани. Среди шедевров на выставке будут представлены – «Пастух в бурке», «Девочка и гусыня с гусятами» (1917), «Брат и сестра», «Портрет Ильи Зданевича» (1913). Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина в экспозиции третьего этажа будут представлены работа Зиги Валишевского «Женская гимназия в Тифлисе» (1918), а также книга «1918». В. Каменский, А. Кручёных, К. Зданевич.

В подготовке проекта приняли участие Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Московский музей современного искусства, Российская государственная библиотека, Российский государственный архив литературы и искусства. Открыли для научной работы свои архивы и оказали поддержку Национальный музей Грузии им. Ш. Амиранашвили, киноконцерн «Грузия-фильм», Музей-библиотека им. И. Гришашвили и другие.

В рамках проекта подготовлено издание, включающее ряд научных статей, написанных международным коллективом авторов, каталог всех представленных на выставке произведений, а также альбомную часть с полноформатными красочными иллюстрациями.

http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/avant_garde/index.php

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

Profile

Павел Васкан (на фоне зелени)
newsmart
Pavel Vaskan

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com